Как появились флорариумы?

    Чужеземные растения для многих служили средством обогащения. Но их транспортировка представляла по-прежнему немалые трудности. В тесных ящиках они засыхали или увядали за время морских путешествий, и лишь немногие экземпляры прибывали к месту назначения относительно неповрежденными. Их берегли, как сокровища, соответственно цена их была очень высокой.

        Только в первой трети XIX века благодаря сделанному случайно английским врачом Натаниэлем Уордом открытию удалось создать идеальную «упаковку». Уорд мало интересовался растениями, у него было другое хобби: бабочки. Обычно он помещал собранных для окукливания гусениц в стеклянные банки, дно которых было засыпано землей. Одна такая закупоренная пробкой банка долгие месяцы пролежала забытой в каком-то дальнем углу, а когда ее оттуда извлекли, оказалось, что из земли вырос маленький папоротник. Врач, занимавшийся естественными науками, установил, что в тепле влага испарялась из земли, оседала на внутренних стенках сосуда, а при охлаждении она снова стекала в землю. Таким образом, для папоротника в земле было всегда достаточно влаги для развития. По этому принципу начали конструировать контейнеры для транспортировки растений, а искусно отделанные большие «ящики Уорда» скоро стали украшать даже светские салоны. Сажали в них почти всегда папоротники, и потому называли «папоротниковыми оранжереями».     

     В Англии середины XIX века стали популярны не только ящики Уорда – там в эти годы произошел настоящий "Стеклянный бум", бум всего прозрачного: вошли в моду парникитеплицы и зимние сады со сплошным остеклением, появились двойные остекленные витрины магазинов, в том числе цветочных; на Лондонской всемирной выставке 1851 года был воздвигнут большой павильон из стекла и алюминиевых рам – Хрустальный дворец, который считали восьмым чудом света и в котором зелени было выставлено больше, чем экспонатов.Один из видов флорариума, существовавшего в то время, hortus fenestralis, названный так автором этого «произведения», известным в то время писателем-садоводом Ш. Хиббердом, – это «специально сконструированное окно, на которое можно было заменить свое обычное окно, и, глядя в него, представлять, что вы живете в раю»…